Интервью с Алексеем Провоторовым

 
Интервью с победителем Международного Конкурса иллюстраций «Штрихи Пролёта» (2015 г.) Алексеем Провоторовым (г. Путивль, Украина).

 


Алексей Провоторов aka Provod


Алексей Провоторов aka Provod

Менеджер конкурса (BSV):  Алексей, есть поговорка «Талантливый человек — талантлив во всем». И организаторы, и участники Международного литературного конкурса «Пролет Фантазии» знали тебя, прежде всего, как автора произведений в жанрах фэнтези, хоррор, фантастика… У тебя много читателей, много конкурсных побед, твои рассказы и повести вышли уже в нескольких сборниках. Но, как оказалось, ты еще и хорошо рисуешь! Расскажи, пожалуйста, как все начиналось? Ручка, карандаш, краски? В школе или раньше?
 

Алексей Провоторов (А.П.): Гораздо раньше. Так рано, что я, пожалуй, даже не могу припомнить этого самого начала. И да, это были и краски, и карандаши, и фломастеры, и пластилин — я пытался рисовать цветным пластилином, честное слово! А иногда использовал сухие фломастеры вместо кистей для красок. Это была очень смешанная техника, да и сейчас я могу рисовать всем что под руку попадётся.
 

BSV: Тогда коварный вопрос. Что тебе самому ближе: передать атмосферность сюжета в словах или сразу хочется «взять в руки карандаш»?
 

А.П.: Настолько равнозначно, что я иногда набрасываю картинки на поля одновременно с написанием текста. Иногда могу придумать историю в процессе рисования персонажа, иногда хочется нарисовать придуманного героя или существо, чтобы лучше увидеть его.
 

BSV: Уже будучи участником литературного конкурса, ты решил принять участие в конкурсе иллюстраций, в самом первом! И прислал целых три работы! Признайся, хотелось получить приз — один из планшетов Wacom?
 

А.П.: Естественно. Я равнодушен ко всякой электронике, телефонам, смартфонам и прочим гаджетам, но графический планшет я хотел с тех самых пор, как впервые услышал об этой вещи; с тех пор, как у меня появился первый компьютер. Это фантастический инструмент, воплощённые технологии будущего, и это действительно была мечта. Как можно в очередной раз увидеть, мечты всё-таки сбываются. Я старался как мог, изо всех своих художественных сил, и это сработало.



Иллюстрация Алексея Провоторова к рассказу «Волчий гребень» («Штрихи Пролёта» 2015 г.)

 

BSV: Как выбирал рассказы, к которым рисовал иллюстрации? Ведь было очень важно и передать «дух» произведения, и показать хорошую технику.
 

А.П.: Рассказ, иллюстрация к которому и принесла мне победу, «Волчий гребень» Евгении Ульяничевой, я выбрал без вариантов — это тот случай, когда при чтении текста возникают образы в голове, и я хотел рисовать к нему иллюстрацию, даже если бы не было никакого конкурса. Тут мне очень помогли мои навыки 3d-моделлера, хотя пришлось немало порисовать мышью поверх рендера.  Ещё один рассказ был авантюрным технофэнтези, и текст давал мне возможность изобразить тяжёлую ретро футуристическую технику: скафандры, руины кораблей, и прочие так любимые мною вещи. А третью иллюстрацию мне хотелось сделать в непривычном для себя стиле, просто чтобы попробовать силы, и я выбрал текст, иллюстрируя который, совмещал трёхмерную графику, векторную графику и рисунки от руки. Смешение техник во всех трёх работах дало мне возможность замаскировать слабые стороны моих умений и технические ограничения: что-то я просто не мог нарисовать мышью так ровно, как хотелось бы, и приходилось рендерить эти элементы или сканировать с бумаги.
 

BSV: Сейчас, с наличием планшета Wacom технические трудности позади? Насколько стало проще реализовывать свои идеи?
 

А.П.: Намного. Очень намного. Раньше доходило до того, что я распечатывал свои цифровые изображения, дорисовывал руками, буквально цветными шариковыми ручками, мелкие детали, сканировал и начинал по новой доводить картинку до ума снова в цифре. Или приходилось моделировать какие-то вещи, которые я не мог нарисовать мышью, в 3d, теряя время в угоду аккуратности. Теперь я просто могу нарисовать то, что мне нужно. Это просто здорово! Ну и в трёхмерной графике многое упростилось, особенно в цифровом скульптинге. Там много тонкостей, для которых мышь подходит, примерно, как топор для тонкой резьбы по дереву. Первая же работа, где я использовал цифровой скульптинг, уже посредством планшета и пера, в итоге попала на страницы журнала «Мир Фантастики», самого тиражного профильного русскоязычного издания. С мышью я просто не смог бы воплотить ту свою задумку. С планшетом — смог.


Тематические обои для рабочего стола к выходу сборника дарк-фэнтези «Тёмные» (Алексей Провоторов)

BSV: Алексей, сейчас ты уже  –  член жюри, наравне с мастерами иллюстрации принимаешь участие в выборе лучших работ, которые на конкурс «Штрихи Пролета» присылают начинающие и профессиональные художники. Что посоветуешь тем, кто только начинает рисовать? На что обращать внимание, чтобы в одной картинке передать «дух» рассказа, или как минимум, не оставить судей равнодушными?
 

А.П.: Я думаю, самое важное — чтобы тебе самому не было стыдно ни за одну деталь своей работы, чтобы ты знал, что сделал всё что мог и даже больше, пусть не лучше всех — но лучше себя вчерашнего, на острие своих возможностей. Вот тогда, когда ты живёшь этой работой, рисуешь не картинку — рисуешь тот, другой мир, — тогда и зрители, и судьи не оставят рисунок без внимания, даже вопреки огрехам техники или композиции.
 

BSV: Спасибо, Алексей! Удачи тебе во всех творческих проектах!